gototop gototop

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

08.01.2017

Одной из важнейших функций Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является реализация комплекса мер, обеспечивающих безопасность страны в целом и каждого ее региона в отдельности, создание условий для безопасной жизнедеятельности населения на территории Российской Федерации. Исходя из этого и были определены основные направления нашей работы в 2012 г. Что же сделано по реализации этих направлений деятельности?

Прежде всего можно констатировать, что поставленные задачи в основном решены. Возрос уровень готовности и реагирования главных управлений МЧС России по субъектам РФ на имевшие место чрезвычайные ситуации. Хорошая организация работ при ЧС совместно с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС налажена, в частности, главными управлениями МЧС России по Республике Дагестан, Оренбургской, Амурской и Московской областям (в том числе по природным пожарам), городу Москве.

Конечно, в большой, многоплановой, масштабной работе не обходится без недостатков. Они отмечены, к примеру, в главных управлениях МЧС России по Астраханской (взрыв бытового газа в жилом доме) и Тверской областях (трасса М10 «Россия»), Республике Тыва (Хову-Аксы – нарушение теплоснабжения). Основные упущения при реагировании на ЧС – это слабая организация работы оперативных штабов, отсутствие взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, недостаточно отработанная информационная база, слабая подготовка оперативных дежурных смен в организации первоочередных мероприятий по ликвидации последствий ЧС.

Одним из направлений нашей деятельности было совершенствование антикризисного управления. С этой целью продолжались строительство, реконструкция и дооснащение ЦУКС территориальных органов МЧС России. В частности, в 54 главных управлениях МЧС России по субъектам Федерации проведено дооснащение оперативных залов и вспомогательных помещений. Завершено строительство административных зданий ЦУКС Уральского регионального центра, главных управлений МЧС России по Свердловской, Томской областям, Чеченской Республике, республикам Дагестан и Удмуртия, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому АО, а также реконструкция административных зданий ЦУКС ГУ МЧС России по Тюменской, Белгородской, Калининградской, Кировской областям, республикам Карелия и Татарстан. Продолжаются строительство здания ЦУКС Северо-Кавказского регионального центра и реконструкция зданий ЦУКС Центрального регионального центра, ГУ МЧС России по Московской области.

Следует сказать, что в 2012 г. на все это было освоено более 2,5 млрд рублей. Наиболее активно работа в данном отношении проводится в Уральском, Приволжском, Северо-Кавказском, Центральном региональных центрах.

Вместе с тем большое внимание уделялось оптимизации организационно-штатной структуры ЦУКС территориальных органов МЧС России. Сегодня отмечается низкий уровень укомплектованности ЦУКС в СЗРЦ (Псковская область, г. Санкт-Петербург), СРЦ (Республика Алтай), ДВРЦ (Хабаровский край), ЦРЦ (Московская область). В ряде мест структура оперативной дежурной смены не соответствует предъявляемым требованиям. В качестве примера приведу главные управления МЧС России по Хабаровскому краю, Республикам Тыва и Чувашия, Новгородской области.

В прошлом году продолжалась работа по созданию на штатной основе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований как органов повседневного управления местного уровня, являющихся организационной основой системы вызова «112». В течение 2012 г. создано 146 таких ЕДДС, в том числе в Уральском федеральном округе – 49, в Кавказском – 70 и т. д. И на сегодняшний день за счет бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований функционируют на штатной основе все имеющиеся 2268 ЕДДС муниципальных образований.

Для проведения работ по созданию и развитию таких ЕДДС в 2012 г. из региональных и местных бюджетов было выделено 1,6 млрд рублей.

Важным направлением нашей деятельности является подготовка личного состава. Различными формами обучения в 2012 г. были охвачены свыше 3,6 тыс. специалистов, работающих в области антикризисного управления, из них более 400 сотрудников из числа руководящего состава.

На базе Национального центра проведены стажировки заместителей начальников ГУ МЧС России по антикризисному управлению, начальников главных управлений территориальных органов МЧС России и кандидатов, рассматриваемых к назначению на руководящие должности и должности, отвечающие за антикризисное управление в территориальных органах МЧС России.

Мы продолжили обучение кадров по тематике антикризисного управления в ведущих высших учебных заведениях МЧС России, в Академии гражданской защиты и в Санкт-Петербургском университете. Была реализована программа подготовки специалистов ЦУКС территориальных органов МЧС России.

В 2012 г. полностью были выполнены запланированные мероприятия оперативной подготовки. Проведены тренировки с рабочей группой, оперативным штабом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, 42 комплексные тренировки с территориальными органами МЧС России с привлечением сил и средств РСЧС, ежедневно проводились более 200 тренировок с оперативно-дежурными сменами ЦУКС территориальных органов МЧС России.

А всего было организовано свыше 3,5 тыс. мероприятий оперативной подготовки.

Значительное внимание уделялось дальнейшему развитию систем связи, прежде всего видеоконференцсвязи. Так, в прошедшем году к ней были подключены 118 гарнизонов местной пожарной охраны, из них 69 – в ЦРЦ, 43 – в СРЦ и т. д. Наиболее в этом отношении поработали главные управления по Воронежской, Белгородской, Тульской областям. Наоборот, хуже других выглядели Алтайский край, Калужская область.

Закуплены и установлены 26 видеосерверов – за счет средств федерального бюджета. Причем в ПРЦ и ЦРЦ для этого сумели привлечь также финансовые средства субъектов РФ.

В организации работ по подключению в лучшую сторону отмечаются Сибирский, Приволжский, Южный, Северо-Западный региональные центры и ГУ по городу Москве (в столице пожарные гарнизоны подключены на 100 %), в худшую – Уральский РЦ, ГУ МЧС России по Курганской и Тюменской областям.

К системе видеоконференцсвязи подключены также 1 тыс. 630 ЕДДС, из них 810 – в 2012 г. В этом отношении лучше других организована работа в Дальневосточном, Приволжском, Южном, Центральном региональных центрах и ГУ по городу Москве. В аутсайдерах Уральский, Северо-Кавказский и Северо-Западный РЦ, главные управления МЧС России по Калининградской области и Республике Северная Осетия – Алания.

Кроме того, развивались и совершенствовались информационные ресурсы и программно-аналитические средства. Выполнены мероприятия по созданию программно-аппаратного комплекса для обеспечения решения оперативных задач в части прогнозирования последствий сейсмических событий.

Расширена зона покрытия за счет космического мониторинга. Так, дополнительное задействование в этих целях четырех спутников (по договоренности с итальянской стороной) позволило сократить непокрытую зону территории страны на 15 % и снизить время получения космической информации в 3 раза.

Активно шла опытная эксплуатация информационно-управляющей системы, разработанной в рамках ФЦП «Транспортная безопасность». Она позволяет с учетом ежедневного оперативного прогноза формировать перечень рисков для объектов транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.

Начата опытная эксплуатация системы мониторинга техносферы – СМИС/СМИК, позволяющей оценивать состояние инженерных конструкций, систем ряда олимпийских объектов, а также потенциально опасных и критически важных объектов.

Хотел бы отметить и проводимую работу по формированию базы трехмерных моделей потенциально опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. В этой базе заложено уже более 92 тыс. моделей, выполненных в формате 3D.

В прошедшем году принята в эксплуатацию автоматизированная система радиационного мониторинга. Благодаря ей в режиме онлайн можно контролировать радиационный фон практически на всех участках, где возможно загрязнение местности радионуклидами.

Продолжались мероприятия по внедрению паспортов территорий как единого информационного ресурса РСЧС. Для этого были сформированы паспорта федеральных органов исполнительной власти, на места направлены методические рекомендации о порядке работы с этими документами, разработаны и сформированы «Паспорта ЕДДС муниципальных образований».

По этим вопросам отметим высокую организацию работы в главных управлениях МЧС России по Московской, Нижегородской, Пензенской, Липецкой и Курской областям, Хабаровскому краю. Хуже дела обстоят в Приморском и Камчатском краях, Курганской, Свердловской и Псковской областях, Ненецком АО.

Важно также обратить внимание на работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия. В прошлом году завершен организационный ее этап и начат этап совместной практической деятельности. В режиме видеоконференцсвязи налажена ежедневная работа по обмену оперативной информацией с 660 абонентами органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС. Лучше других она организована в Хабаровском и Камчатском краях, Сахалинской, Курской, Волгоградской, Белгородской и Воронежской областях, хуже – в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, Ленинградской и Мурманской областях, Республике Карелия.

Подобная совместная работа организована и с государствами-участниками СНГ – Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной.

Несмотря на проделанный значительный объем работы в данном направлении, ее следует продолжать. При этом особое внимание уделить созданию единого информационного пространства с информационными системами взаимодействующих структур на базе системы оперативного управления, применяемой в МЧС России.

Какие направления деятельности сегодня реализуются в системе антикризисного управления, информационного обеспечения оперативных событий, в том числе в освещении оперативной деятельности МЧС России? Выполняемая оперативными дежурными сменами работа позволяет практически в реальном режиме времени информировать население о событиях, произошедших на территории страны и за ее пределами, об организации реагирования и мерах, принимаемых МЧС России по стабилизации обстановки. При этом наработанный опыт дал возможность определить наиболее востребованные информационные площадки, которыми сегодня являются, в первую очередь, официальный интернет-портал МЧС России, а также сайты территориальных органов МЧС.

Национальный центр совместно с Управлением информации МЧС России проводят работу по формированию методики деятельности оперативных дежурных смен, выработке единых регламентов, позволяющих сформировать систему сбора, передачи, обобщения информации из районов ЧС, ее обработку и последующее размещение в электронных СМИ, в том числе на официальных сайтах территориальных органов МЧС.

В 2013 г. основными направлениями дальнейшего развития системы антикризисного управления на межрегиональном и региональном уровнях следует считать:

  1. Дальнейшее совершенствование всех элементов системы антикризисного управления.
  2. Продолжение системного внедрения в работу оперативных дежурных смен современных технологий управления. Для этого необходимо сосредоточить основные усилия на следующих задачах:
    – продолжить повышать уровень профессиональной подготовки личного состава, работающего в системе антикризисного управления;
    – дополнительно к обучению в системах профессиональной и оперативной подготовки в течение года провести: трехдневные учебно-методические сборы с руководителями ЦУКС территориальных органов МЧС России и с заместителями начальников территориальных органов МЧС по антикризисному управлению; стажировки в Национальном центре оперативных дежурных ЦУКС территориальных органов МЧС России, начальников ГУ МЧС России по субъектам РФ, кандидатов, рассматриваемых к назначению на руководящие должности и должности, отвечающие за антикризисное управление в территориальных органах МЧС.
  3. Завершить оптимизацию штатной структуры ЦУКС.
  4. Завершить урегулирование нормативно-правовой основы деятельности ЦУКС, а также разграничение полномочий службы пожаротушения в составе ЦУКС.
  5. Продолжить строительство, реконструкцию и оснащение федеральных казенных учреждений ЦУКС территориальных органов МЧС России, в том числе специальным программным обеспечением, программно-аппаратными комплексами современного типа.
  6. Продолжить разработку и внедрение в ЦУКС территориальных органов МЧС технологий аналитической обработки информации, информационно-расчетных комплексов, выполняющих функции по расчету (прогнозированию) последствий ЧС природного и техногенного характера, расчету сил и средств оперативного реагирования.
  7. Продолжить развитие технологии визуализации информации на основе технологий 3D, выполняющих функции по моделированию возможных сценариев развития ЧС природного и техногенного характера в реальном режиме времени.
  8. Завершить создание единого информационного пространства оперативной дежурной смены для обмена оперативными данными с информационными системами территориальных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по мере их готовности.
  9. Завершить проведение оперативного мониторинга районов повышенного риска возникновения ЧС и размещение их в геопортале Космоплан.

Решающая роль субъектов Российской Федерации

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения страны в целом и в каждом отдельном регионе – одна из важнейших функций нашего государства. Поэтому наша задача – организовать реализацию мер, обеспечивающих безопасность населения и территорий в каждом субъекте Федерации, чем мы повседневно и занимаемся. В связи с этим хотелось бы поговорить об основных итогах деятельности субъектов РФ в 2012 г. и о задачах на 2013 г. по направлениям, относящимся к компетенции Департамента гражданской защиты МЧС России.

В прошлом году планомерно осуществлялись мероприятия, направленные на совершенствование системы гражданской обороны. В том числе был подготовлен ряд нормативных правовых документов в этой области. Одним из наиболее значимых из них стал приказ МЧС России от 11 сентября 2012 г. № 536ДСП «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения».Он определяет, что организации численностью менее 200 человек не относятся к категориям по гражданской обороне. Это существенно снижает административную и финансовую нагрузку на организации и учреждения. С учетом данного обстоятельства планируется внести соответствующие изменения в приказ МЧС России от 16 февраля 2012 г. № 70ДСП «О порядке разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».

В целях снижения финансовой и административной нагрузки на организации малого и среднего бизнеса МЧС России подготовило и направило на согласование проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданской обороне”». Эти изменения касаются формирований таких организаций, которые не принимают непосредственного участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ: они не будут подлежать аттестации путем создания нештатных формирований по обеспечению мероприятий ГО. Кроме того, законопроект определяет критерии организаций, обязанных создавать локальные системы оповещения.

Важное, масштабное мероприятие было проведено 4 октября 2012 г.: под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева прошла Всероссийская тренировка по гражданской обороне, в которой приняли участие более 10 млн человек. Она позволила отработать вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, проверить готовность органов управления, сил ГО и РСЧС к выполнению комплекса мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций. По итогам тренировки было принято решение – ежегодно 4 октября проводить подобные мероприятия.

Наряду со всем этим в нашей работе в области ГО, к сожалению, имели место и упущения. Так, темпы повышения готовности защитных сооружений в 2012 г. были ниже показателей 2011-го. Это связано прежде всего с отсутствием в некоторых субъектах РФ региональных целевых программ по гражданской обороне.

Со своей стороны МЧС России проводит большую работу по формированию новых подходов к организации и ведению гражданской обороны в современных условиях. Нами подготовлен ряд изменений по ее задачам порядку и способам защиты населения. В текущем году планируется внести соответствующие изменения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации. Делается это в целях создания нового, социально-ориентированного статуса гражданской обороны.

В 2012 г. по результатам деятельности в области организации и осуществления мероприятий ГО лучшими среди других стали: город Санкт-Петербург, Тульская, Челябинская, Сахалинская области, республики Адыгея, Карачаево-Черкесская и Чувашская, Забайкальский край.

В деле совершенствования гражданской обороны субъекты Федерации в 2013 г. должны реализовать следующие мероприятия:

– до 30 марта сформировать новые перечни организаций, отнесенных к категориям по ГО, и направить их в МЧС России;

– разработать и осуществить меры по реализации региональных целевых программ, направленных на финансирование мероприятий гражданской обороны;

– обеспечить готовность к использованию по прямому назначению защитных сооружений ГО;

– важно в 2013–2014 гг. подготовить и провести инвентаризацию фонда защитных сооружений гражданской обороны. Следует спланировать в бюджетах необходимые для этого финансовые средства. Соответствующее поручение Правительства РФ на этот счет сейчас готовится;

– особое внимание уделить оснащению сил ГО и РСЧС современными образцами специальной техники и оборудования, а также созданию и поддержанию запасов материально-технических, продовольственных и медицинских средств.

Другое очень важное направление нашей деятельности – предупреждение чрезвычайных ситуаций. Основой его реализации является заблаговременное выполнение комплекса предупредительных мероприятий. Благодаря этому в 2012 г., например, удалось минимизировать ущерб от весеннего половодья, исключить случаи перехода лесных пожаров на населенные пункты и не допустить гибели гражданского населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных весенним половодьем и природными пожарами.

Большое внимание в прошлом году уделялось вопросам реализации основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных объектов (КВО). Так, решением Правительственной комиссии по предупреждению ЧС (от 2 июня 2012 г. № 3) утвержден План повышения защищенности критически важных объектов. Правда, следует признать, что не во всех субъектах РФ планы КВО разработаны на 100 %. В их числе, в частности, Ханты-Мансийский АО и Пензенская область.

В октябре 2012 г. в территориальные органы МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти была направлена методика отнесения объектов государственной и негосударственной собственности к критически важным для национальной безопасности России. К концу третьего квартала текущего года работу по корректировке перечней КВО необходимо завершить.

Положительного результата мы добились в работе по организации информационного взаимодействия в системе РСЧС. Количество участников единого информационного пространства по сравнению с 2011 г. увеличилось на 21 %. Заключено 2906 соглашений и регламентов с участниками субъектового звена территориальных и функциональных подсистем РСЧС.

В вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций положительных результатов достигли Хабаровский и Ставропольский края, Новосибирская, Курганская, Новгородская, Ростовская, Московская области, Республика Удмуртия.

Как известно, осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в определенной степени зависит от полноты и качества отработки и корректировки планирующих документов в области защиты населения и территорий. Поэтому вопросам планирования следует уделять особое внимание. В настоящее время должны быть подготовлены планы на 2013 г. по безаварийному пропуску паводковых вод

на территориях субъектов РФ, а до 1 марта 2013 г. – по работе в пожароопасный период. При этом важно руководствоваться Рекомендациями по заполнению сводного плана тушения лесных пожаров на территории Российской Федерации, которые в январе были направлены Рослесхозом в субъекты РФ. Необходимо предусмотреть все меры для того, чтобы обеспечить тушение лесных пожаров в день их обнаружения.

Для повышения эффективности мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации необходимо:

– создать группировку сил и средств, запасы материальных ресурсов для скорейшего восстановления жизнеобеспечения пострадавшего населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– принять действенные меры в целях снижения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений;

– подготовить нормативные правовые документы, регламентирующие взаимодействие в оперативном режиме учреждений, входящих в систему мониторинга и прогнозирования ЧС и дежурно-диспетчерских служб;

– совершенствовать систему взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта в системе РСЧС.
Субъектам совместно с Росгидрометом и РАН следует продолжать развитие:
системы предупреждения о цунами на территории регионов Дальнего Востока; сети сейсмологических наблюдений, в том числе на территории Саяно-Алтайского нагорья и района Большого Сочи; системы раннего обнаружения и информирования об опасных быстроразвивающихся гидрометеорологических явлениях, в том числе смерчей, на Черноморском побережье Краснодарского края.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать граждан о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты от них. Для этого при общей координации МЧС России и создается общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

В 2012 г. в пяти субъектах Федерации (в Забайкальском и Красноярском краях, Новосибирской и Омской областях, Ханты-Мансийском АО) приняты программы, предусматривающие развитие ОКСИОН за счет средств субъектов РФ. Однако в целом на сегодняшний день только 25 субъектов участвуют в данной работе, что составляет всего 30 % административно-территориальных единиц России. По развитию ОКСИОН лучшими стали Забайкальский край, Удмуртская Республика, Рязанская и Магаданская области.

На примере Республики Удмуртия были отработаны типовые технологии комплексного информирования и оповещения населения с использованием имеющихся технических средств, в итоге получен неплохой результат: в течение 50 мин обеспечен 93 %-ный охват населения республики. На основе этого в рамках оказания организационно-методической помощи были подготовлены и доведены через территориальные органы МЧС России рекомендации по внедрению комплексного подхода при организации информирования и оповещения населения в субъектах Федерации.

В целях совершенствования вопросов информирования и оповещения населения субъекты РФ должны до 1 декабря 2013 г. завершить в полном объеме работы по созданию комплексных систем экстренного оповещения населения в соответствии с Указом Президента России от 13 ноября 2012 г. № 1522 и обеспечить ее функционирование в составе территориальных подсистем РСЧС. Особое внимание при этом обратить на определение зон, где требуется создать указанные системы, на их сопряжение с системами мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, на приведение локальных систем оповещения в соответствие с существующими на этот счет нормативными правовыми актами. Следует определить порядок и источники финансирования этих работ, а также организовать обучение населения правилам действий при получении сигналов экстренного оповещения.

Важно также развивать в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований и ДДС органов исполнительной власти системы комплексного доведения информации до населения путем задействования всех возможных средств и технологий, функционирующих на конкретной территории, в том числе в рамках заключения соответствующих соглашений о взаимодействии.

Вместе с тем напомню о распоряжении Правительства РФ от 25 октября 2003 г. № 1544-р об обеспечении своевременного оповещения населения, в рамках реализации которого целесообразно создавать мобильные комплексы информирования и оповещения населения с учетом местной специфики в количестве не менее двух единиц на субъект.

Одним из проблемных вопросов остается реагирование на происшествия, связанные с заторами на автодорогах. В течение уходящей зимы имели место заторы на трассах М10 «Россия» и М4 «Дон». В настоящее время Минтранс России проводит работу по нормированию организации взаимодействия в рамках РСЧС федеральных органов исполнительной власти при реагировании на чрезвычайные ситуации на автодорогах. В этом деле важную роль играют территориальные подсистемы РСЧС, которые должны своевременно во взаимодействии с функциональными подсистемами принимать необходимые предупредительные меры, а также меры по оперативной ликвидации возникающих заторов на автодорогах.

Требуется продолжить выполнение мероприятий в рамках развития системы антикризисного управления и экстренного реагирования на всех уровнях функционирования РСЧС. В том числе предстоит внести изменения в положения о территориальных подсистемах РСЧС, их районных и городских звеньев в части реализации дополнительных мер по защите населения и территорий и определения порядка установления уровней реагирования. Предусмотреть переработку существующей нормативной и совершенствование технической базы подразделений противопожарной, аварийно-спасательной и поисково-спасательной служб, содержащихся за счет субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, в целях уменьшения времени реагирования на чрезвычайные ситуации. В качестве временных нормативов приведения их в готовность предлагается использовать показатели, утвержденные приказом МЧС России от 22 января 2013 г. № 32 «Об утверждении положения о порядке приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время».

Должно быть предусмотрено также финансирование мероприятий по совершенствованию подвижных пунктов управления субъектов РФ, предусмотрев их оснащение современными средствами связи, передачи данных и мониторинга, включая беспилотные летательные аппараты.

Далее остановлюсь на вопросах радиационной, химической и биологической защиты. Отмечу, что в 2012 г. в четырех десятках субъектов Федерации было пополнено и освежено имущество гражданской обороны. И финансовых средств для этого было выделено в общей сложности на 10 % больше, чем в 2011 г. Так, в одном только Ханты-Мансийском АО на эти цели израсходовано почти 350 млн рублей. Положительная динамика в этом деле наблюдалась также в Чувашской Республике, Республике Коми и городе Москве.

На сегодня обеспеченность средствами индивидуальной защиты населения Российской Федерации характеризуется как удовлетворительная. Наиболее высокий процент ее в Хабаровском крае, Магаданской и Белгородской областях.

Активизировалась работа по совершенствованию нормативной правовой базы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (СНЛК) в субъектах Федерации, была проведена ревизия учреждений, входящих в эту сеть. В результате такая работа полностью выполнена, например, в Центральном, Дальневосточном, Уральском федеральных округах. Увеличивается число учреждений СНЛК в Ростовской, Астраханской, Калининградской областях.

В то же время следует отметить, что в ряде субъектов РФ недостаточно внимания уделяют поддержанию в готовности постов радиационного и химического наблюдения. К тому же их количество с каждым годом снижается.

В некоторых субъектах в интересах раннего предупреждения населения о возможном радиоактивном загрязнении территории и своевременного принятия адекватных мер по защите людей созданы и функционируют территориальные автоматизированные системы контроля радиационной обстановки (АСКРО). Дело это, безусловно, очень важное, поэтому органам исполнительной власти субъектов Федерации, где еще нет АСКРО, целесообразно рассмотреть вопрос их создания. А там, где они имеются, надо спланировать дальнейшее развитие АСКРО, включая интеграцию их с ведомственными системами мониторинга.

МЧС России уделяет большое внимание вопросам выявления и оценки радиационной и химической обстановки. Достаточно сказать, что в 2012 г. все 10 спасательных центров МЧС были обеспечены современными приборами РХ разведки и контроля, что позволяет в полном объеме выполнить им соответствующие задачи.

В субъектах Федерации в области радиационной, химической и биологической защиты требуется выполнить следующие мероприятия:

– провести работу, направленную на освежение резервов СИЗ;

– провести комплекс мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;

– рассмотреть на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ вопросы переоснащения сил и средств территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых для ликвидации последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах, современными СИЗ и приборами РХР;

– организовать тренировки с силами и средствами территориальных подсистем РСЧС по выполнению первоочередных мероприятий по защите населения и территорий при авариях на радиационно и химически опасных объектах.

В минувшем году продолжалась целенаправленная работа по подготовке руководящего, командно-начальствующего состава и всего населения в области безопасности жизнедеятельности. В результате прошли переподготовку и повысили квалификацию в Институте развития МЧС России на 24 % руководителей больше, чем в 2011 г. В учебно-методических центрах субъектов Федерации, на курсах ГО муниципальных образований и организаций обучено: должностных лиц РСЧС – на 35 % больше, работающего населения – на 11 % больше; в учебно-консультационных пунктах обучено неработающего населения на 21 % больше. Такая положительная динамика должна быть сохранена и в текущем году.

Лучших результатов в этом добились, в частности, в Камчатском и Забайкальском краях, Челябинской, Волгоградской и Курской областях, республиках Удмуртия, Коми, Ингушетия.

В рамках многоуровневой системы подготовки населения и повышения квалификации руководящего состава в субъектах РФ необходимо: организовать и провести заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности по теме: «Создание и оснащение современной учебно-материальной базы учебно-методических центров, курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов для организации обучения населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций»;

– продолжать активную работу по повышению квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС муниципальных образований, в которых не созданы курсы ГО или другие образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию;

– обеспечить выполнение комплексного плана мероприятий по обучению неработающих граждан в соответствии с Организационно-методическими указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2011–2015 гг.;

– обеспечить в подведомственных образовательных учреждениях выполнение требований по материально-техническим условиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД;

– принять меры по повышению эффективности изучения предмета ОБЖ в ходе внеурочной деятельности, по пропаганде знаний в области гражданской защиты;

– продолжить разработку и издание учебной литературы и наглядных пособий по безопасности жизнедеятельности и обеспечить ими население в необходимом объеме.

В отношении подрастающего поколения организовать: муниципальные и региональные этапы соревнований «Школа безопасности»; проведение (30 апреля 2013 г.) Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»; подготовку команд для участия в межрегиональных и XII Всероссийских соревнованиях «Школа безопасности» (в июле 2013 г. на базе учебно-спасательного центра «Вытегра» Вологодской области).

Подводя итог сказанному выше, подчеркнем, что субъектами Российской Федерации в прошлом году была проделана большая работа в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. Хотелось бы расценивать эту работу как основу для реализации основных направлений деятельности МЧС России в 2013 г. Важно сосредоточить внимание на нерешенных вопросах и упущениях, четко спланировать необходимые мероприятия по выполнению поставленных на этот год задач. И решающая роль здесь, как мы могли убедиться, принадлежит субъектам Российской Федерации. Сработают они хорошо – общий итог будет, безусловно, положительный. А этого и хочется добиться всем нам.

Проблемы организации экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

Напомню, что экстренная психологическая помощь – это целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию психического состояния пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций, на снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий. ЭПП включает в себя проводимые в процессе ликвидации последствий ЧС как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды для пострадавших, родственников и близких погибших и по- страдавших в ЧС.

Данное направление работы является государственной функцией МЧС России. Оно закреплено за нашим министерством Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1577 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и в Положении, утвержденном этим Указом.

А правила организации и проведения мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшему населению определены приказом МЧС России от 20 сентября 2011 г. № 525 «Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».

Что касается технологии оказания такой помощи пострадавшим, то она разработана специалистами психологической службы МЧС России на основе большой аналитической и научно-практической работы.

К настоящему времени у нас создана единая целостная система ЭПП, позволяющая в короткие сроки и с высокой эффективностью помогать пострадавшим при чрезвычайных ситуациях любых масштабов – от локальных до международных.

И интенсивность этой работы весьма значительна. Достаточно сказать, что специалисты психологической службы МЧС России привлекаются к работе в зонах ЧС и при других происшествиях около 140 раз в месяц. При этом задействуются около 150 наших специалистов. А всего в 2012 г. они участвовали в соответствующих мероприятиях 1630 раз, при этом в общей сложности привлекались 597 психологов.

Анализируя опыт участия специалистов психологической службы МЧС в ликвидации последствий ЧС, в том числе регионального и федерального характера, с большим количеством погибших и пострадавших и значительным материальным ущербом, мы видим в деле оказания ЭПП несколько основных проблем.

Одной из них является недостаточная подготовленность специалистов в оперативно-дежурных сменах ЦУКС территориальных органов, отвечающих за организацию деятельности психологов в ЧС. Специалисты ЦУКС, на наш взгляд, не всегда в полном объеме понимают свои функции. Имею в виду, в частности, такие вопросы, как оповещение психологов о ЧС, включение их в состав оперативной группы, выезжающей на место ЧС, систематический информационный обмен о сложившейся ситуации и прогнозе ее развития. Они недостаточно разбираются в специфике деятельности психологов и зоне ответственности последних, в наших задачах при работе с пострадавшими. Не всегда владеют также нормативными документами, регламентирующими работу психологов в зоне ЧС. Все это не позволяет в полной мере реализовать достаточно широкие возможности специалистов психологической службы в зоне ЧС с тем, чтобы обеспечить оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также мероприятий с участием пострадавших. Следовательно, со специалистами ЦУКС должна осуществляться соответствующая методическая подготовка. Проводить ее должны психологи территориальных органов МЧС. На таких занятиях необходимо обратить внимание на изучение специфики деятельности психологов в ЧС, а также нормативных документов, регламентирующих эту деятельность.

Несколько слов о критериях привлечения психологов к работе по оказанию ЭПП в ЧС. Ими являются не только количество пострадавших и погибших или размеры материального ущерба, а и общественная значимость события, его резонанс, психологические последствия чрезвычайной ситуации для различных категорий населения.

Теперь о проблеме такого рода. В последние годы к оказанию психологической помощи пострадавшим в крупных ЧС, помимо специалистов МЧС России, стали привлекаться психологи из разных структур как государственных, так и негосударственных. Они, как правило, не имеют опыта работы в подобных ситуациях и соответствующей профессиональной подготовки, знаний специфики оказания ЭПП пострадавшим. К тому же они нередко прибывают на место ЧС неорганизованно и некоординированно. Все это ведет к негативным последствиям, может дестабилизировать социальную обстановку в зоне ЧС.

В связи с этим на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 декабря 2012 г. была рассмотрена и утверждена межведомственная инструкция «О Порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах». В ней определены порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, входящих в структуру РСЧС и других заинтересованных структур в области оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС. Этот документ позволит вывести на новый уровень оказание ЭПП пострадавшим в ЧС.

Третьей актуальной и важной проблемой является информирование людей о сложившейся чрезвычайной ситуации и прогнозах ее развития, о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ. Часто людям нужна информация о местонахождении или состоянии их близких, попавших в чрезвычайную ситуацию. Наиболее важным инструментом в этом деле, на наш взгляд, зарекомендовала себя «Горячая линия». Ее работа при возникновении ЧС и ликвидации ее последствий – это своего рода уникальная технология, в которой сотрудники ЦЭПП МЧС России накопили большой опыт.

Открытие «Горячей линии» при чрезвычайной ситуации стало стандартной процедурой, процесс ее организации регламентирован соответствующими документами и правилами. В последнее время принципиально изменился подход к работе «Горячей линии»: теперь это уже не просто способ общения двух людей в целях передачи и получения необходимой информации, а современная и довольно сложная информационная технология, позволяющая в дистанционном режиме оказывать профессиональную психологическую помощь пострадавшим, а также получать важную информацию для проведения АСДНР.

При организации работы «Горячей линии» требуется знать и соблюдать ряд основных принципов, нарушение которых ведет к снижению эффективности информирования населения.

  1. «Горячая линия» должна открываться при ЧС, в которой погибли, получили физические травмы, пропали без вести люди, когда проводится эвакуация населения, либо ситуация имеет широкий общественный резонанс. Решение об открытии «Горячей линии» принимается на основании анализа оперативной обстановки.
  2. Наиболее рационально открывать в субъекте РФ единую «Горячую линию». Совместная «Горячая линия», созданная в целях консолидации поступающей информации совместно с иными силовыми ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, а при необходимости – и с администрацией, социальными и иными службами субъекта РФ, может работать весьма эффективно.
  3. «Горячая линия» должна открываться своевременно. С одной стороны, это должно быть сделано в максимально короткий срок после получения информации о ЧС, а с другой – у сотрудников «Горячей линии» должна быть хотя бы начальная информация для работы с населением (первичные списки пострадавших и погибших, минимальная информация о ситуации в зоне ЧС, предпринятых мерах по ее ликвидации).
  4. Основные специалисты, работающие на «Горячей линии», – это штатные психологи МЧС России. Могут привлекаться и иные из числа наиболее подготовленных для работы с населением в условиях ЧС.

Опыт показывает, что при правильной организации телефон «Горячей линии» способен эффективно работать как в плане информационного обеспечения, так и в интересах оказания экстренной психологической помощи и поддержки нуждающихся.

Источник: gz-journal.ru

НЭЦ Сфера Безопасности

НЭЦ Сфера Безопасности

По любым возникшим вопросам Вы всегда можете обратиться к нам по телефонам:
+7 (495) 775-31-58, +7 (495) 235-61-99,
либо написать нам на электронную почту info@nec-sb.ru

Статьи

ПредыдущаяСледующая

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МАСШТАБОВ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ В РОССИИ ЛЕТОМ 2012 Г.

Пока не опубликована официальная статистика по пожарам в России в 2012 г., специалисты дают предварительную оценку площади лесных пожаров, произошедших летом этого года. Одним из объективных показателей, на основе которого можно сделать выводы о масштабах природных пожаров, является концентрация угарного газа в атмосфере.

10.01.2018

Опасность в производственных и складских помещениях. Зачем нужно определять категории?

Зачастую в организациях отсутствуют обозначения категорий складских и производственных помещений, и инспектор пожарного надзора при проверке обязательно обратит на этот факт внимание, т.к. это грубейшее нарушение требований противопожарного режима, влекущее немалые штрафные санкции.

08.06.2015

ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ - ОГНЕТУШИТЕЛЬ

Огнетушитель, наверное, видели все, но не все умеют им пользоваться, хотя и знают, что при помощи красного баллона, который стоит в углу или лежит в багажнике автомобиля, можно справиться с пожаром. Разумеется, это мало для того, чтобы применить его по назначению, когда в нем возникнет необходимость.

26.02.2016

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

Как известно, огонь может быть не только другом и помощником человека, но и разрушительной силой, которая не щадит никого. Чтобы не знакомиться с этой его негативной стороной, необходимо заранее позаботиться о пожарной безопасности объекта.

29.02.2016

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.04.2016 № 186 "О внесении изменений в Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации

09.01.2018 Независимый Экспертный Центр

Уважаемые коллеги!

Национальное объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия (далее – НОЭС) сообщает Вам, что Министерство Юстиции Российской Федерации 12 марта 2014 г. за номером № 31579 зарегистрировало Приказ МЧС России от 27.12.2013 N 844 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375".


Изменения связаны, в том числе, с порядком оценки правильности расчетов пожарного риска в ходе внеплановой проверки.

Ознакомиться с данным Приказом Вы можете нажав на ссылку pogdeklarant.ru/IZM_ADM_REG.pdf

Noa?a aaciianiinoe

  • Повышение уровня защищённости объектов: проверка и анализ соответствия существующих инженерно-технических, организационных решений в области пожарной безопасности; оценка социальных и индивидуальных рисков с учетом возможных сценариев возникновения и развития пожаров на объектах и за его пределами, а также вероятности воздействия опасных факторов пожара на людей.
  • Оптимизация финансовых затрат предприятий по обеспечению безопасности ПБ, ГО и ЧС.
  • Мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций, путём широкой разъяснительной деятельности вопросов безопасности. Консультации, семинары.
  • Снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов, путем независимой оценки пожарных рисков.

Заказать обратный звонок


Ваше имя
Номер телефона:
E-mail
Опишите что нужно сделать:
Защита от спама:

Заявка на огнезащитную обработку


Телефон
E-mail
Тип поверхности
Общая площадь м2
Защита от спама: