Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

9 февраля 2019

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, в целях повышения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах на территории города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок разработки) согласно приложению.

2. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве:

2.1. Осуществлять методическое руководство и контроль за разработкой планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти города Москвы, организациями, расположенными на территории города Москвы.

2.2. В IV квартале 2009 г. совместно с Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы переработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Москвы.

3. Органам исполнительной власти города Москвы, организациям, расположенным на территории города Москвы:

3.1. Обеспечить представление информации для разработки и корректировки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Москвы по запросу Главного управления МЧС России по г.Москве.

3.2. В 2009 году переработать соответствующие планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Порядком разработки (п.1).

4. Префектам административных округов города Москвы, главам управ районов города Москвы в I квартале 2009 г. обеспечить доведение утвержденного Порядка разработки (п.1) до организаций, расположенных на подведомственных территориях.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 24 февраля 2009 г. N 124-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2009 года N 124-ПП

Порядок разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Термины и определения

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях - состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Московская городская территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) - объединение органов управления, сил и средств органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, мониторинга и обеспечения безопасности населения, критически важных объектов и особо опасных грузов Москвы, а также органы управления, силы и средства Главного управления МЧС России по г.Москве.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

Режим функционирования МГСЧС - порядок функционирования МГСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, сил и средств с учетом обстановки, связанной с риском возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвидацией на территории Москвы.

Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Объект - предприятие, объединение, учреждение или организация независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, сферы материального производства или непроизводственной сферы, а также их обособленные подразделения, расположенные на единой территории (площадке).

2. Общие положения

2.1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Закон города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определяющие общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обязывают все организации независимо от их организационно - правовой формы планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и обеспечению жизнедеятельности их работников в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Привлечение сил и средств МГСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется по решению Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы и организаций в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общее руководство и организацию взаимодействия при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации (последствий чрезвычайной ситуации) осуществляет Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности через Главное управление МЧС России по г.Москве.

Координацию действий дежурно-диспетчерских служб и сил органов исполнительной власти города Москвы, организаций, расположенных на территории города Москвы, в целях защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций осуществляет Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы через ЦУКС МЧС России по г.Москве.

2.3. Планирование мероприятий в рамках МГСЧС осуществляется в целях обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий по защите населения и территорий, повышению устойчивости работы городского хозяйства и организаций в чрезвычайных ситуациях, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или проведении АСДНР в очагах поражения.

2.4. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций направлено на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведение АСДНР.

2.5. Планирование мероприятий в рамках МГСЧС осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, директивами и приказами МЧС России, а также распоряжениями и указаниями соответствующих руководителей.

2.6. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.7. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках МГСЧС осуществляется на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Москвы, территориальных единиц города Москвы, органов исполнительной власти города Москвы и объектов, расположенных на территории города Москвы.

2.8. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план действий) - документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства. План действий детально отражает все мероприятия, направленные на выполнение указанной задачи.

2.9. На территории города Москвы разрабатываются:

- план действий города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - Главным управлением МЧС России по г.Москве, Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы совместно с органами исполнительной власти города Москвы и организациями;

- планы действий административных округов города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - префектурами соответствующих административных округов города Москвы;

- планы действий районов города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - управами соответствующих районов города Москвы;

- планы действий отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - соответствующими отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы;

- планы действий объектов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - соответствующими объектами с максимальным одновременным нахождением 50 и более человек (включая персонал);

- планы действий опасных производственных и потенциально опасных объектов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - соответствующими объектами вне зависимости от максимального одновременного нахождения людей на объекте;

- инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций - соответствующими объектами с максимальным одновременным нахождением менее 50 человек (включая персонал).

2.10. Организационно-методическое руководство планированием действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Главное управление МЧС России по г.Москве.

2.11. На объектах, имеющих ведомственную принадлежность и подчиненность, а также объектах, объединенных единой производственной деятельностью, но расположенных на значительном удалении друг от друга, планы действий разрабатываются как в головной организации, так и на каждом отдельно расположенном объекте.

2.12. При аренде помещений или производственных площадей предусмотренные законодательством обязанности организаций по защите населения (персонала) и территории от чрезвычайных ситуаций отражаются в договорах об аренде:

2.12.1. Собственник объекта (арендодатель) или лицо, уполномоченное совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом, должен иметь план действий объекта или инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахождения людей в сдаваемых в аренду помещениях или производственных площадях (п.2.9).

В плане действий объекта должны быть указаны общие сведения об арендаторах. Оценка возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций должны быть разработаны с учетом наличия всех арендаторов.

2.12.2. Арендатор должен иметь план действий организации или инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахождения людей в арендуемых помещениях или производственных площадях (п.2.9), согласующиеся с планом действий объекта.

2.12.3. Собственник объекта (арендодатель) или лицо, уполномоченное совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом, должен осуществлять контроль за выполнением арендаторами предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

2.13. К планам действий предъявляются следующие требования:

2.13.1. Реальность, которая достигается:

- глубоким и всесторонним анализом состояния защиты населения и территории;

- правильной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории при угрозе и возникновении ЧС;

- строгим учетом людских и материальных возможностей;

- учетом специфических особенностей (географических, климатических и др.);

- проведением объективных оперативно-тактических расчетов;

- согласованием их с перспективными планами развития.

2.13.2. Целеустремленность, которая заключается в умении выделить главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить основные усилия руководителей, органов управления МГСЧС и сил. При этом особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с защитой населения, обеспечением высокой готовности органов управления, устойчивости системы оповещения и связи, а также на создание группировки сил ликвидации ЧС (проведения АСДНР).

2.13.3. Конкретность планов, которая достигается тем, что во всех планирующих документах заложенные мероприятия и действия должны иметь определенный объем, содержание и быть взаимоувязанными между собой по цели, месту, времени, составу сил и средств и способам их действий.

Соответствие основным принципам защиты населения предусматривает:

- заблаговременную подготовку мероприятий МГСЧС;

- дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения мероприятий;

- комплексное проведение мероприятий МГСЧС и ГО для обеспечения надежной защиты населения и его жизнедеятельности.

Быть удобными в пользовании - означает возможность дифференцированного использования документов плана в различных условиях обстановки.

2.14. Руководитель органа исполнительной власти, объекта осуществляет непосредственное руководство и несет персональную ответственность за планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Структура плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из текстуальной части и пяти приложений. Текстуальная часть включает два раздела.

3.1. Раздел I.

Краткая географическая и социально-экономическая характеристика, оценка возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Оценка осуществляется по каждому виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся многолетних данных и наличия опасных производств.

В разделе описывается:

3.1.1. Район расположения:

- место положения (границы или адрес, с чем граничит по сторонам света);

- рельеф, почвы, сейсмическая обстановка;

- климат, основные показатели температур в целом и по временам года, количество солнечных дней, преобладающие направления ветра, количество осадков, время ледостава и вскрытия рек, средняя продолжительность снежного покрова;

- растительность, ее влияние на возникновение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, общая площадь парков и зеленых насаждений;

- гидрография, наличие водных объектов наземных и подземных (заключенных в коллекторы), площадь основных водных объектов (протяженность береговой линии);

- возможные чрезвычайные ситуации природного характера и их характеристики.

3.1.2. Общая характеристика:

- социальная характеристика;

- экономическая характеристика.

3.1.3. Пути сообщения и транспорт:

- дорожная сеть: основные магистрали, мосты и транспортные развязки, протяженность дорог и другие данные по необходимости;

- железнодорожный транспорт (наименование, протяженность, возможности, станции, мосты и другие характеристики, в том числе перевозка, погрузка и выгрузка опасных грузов);

- автомобильный транспорт (наличие автопредприятий, автотранспорта и их возможности);

- общественный транспорт (виды, возможности);

- трубопроводный транспорт (виды, основные магистрали, протяженность и другие характеристики по необходимости);

- воздушный транспорт (коридоры пролета авиации, аэродромы, посадочные площадки, их характеристика, наличие приписанных самолетов и вертолетов по видам, в том числе состояние санитарной авиации);

- водный транспорт (основные водные акватории, порты и их характеристика, состав и возможности приписанных средств водного транспорта, отдельно - спасательных);

- выводы по транспорту (наиболее уязвимые участки путей сообщения; потенциально опасные участки газо- , нефте-,продуктопроводов; влияние инженерных сооружений на транспортных коммуникациях на ведение АСДНР и т.д.).

3.1.4. Перечень объектов, аварии на которых могут оказать негативное воздействие на территорию (орган исполнительной власти, объект):

- радиационно, химически, биологически, и пожароопасные объекты (с указанием наименования, адреса, расстояния до объекта, телефонов дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), наименования опасных веществ и их количества);

- объекты обеспечения жизнедеятельности (с указанием их наименований и адресов; наименований, адресов и телефонов аварийных служб);

- перечень железнодорожных узлов, станций, наливных причалов, где возможно скопление транспортных средств с опасными веществами, (с указанием адресов, видов опасных веществ);

- магистрали, по которым перевозятся опасные вещества (с указанием видов опасных веществ);

- крупные места массового скопления населения (с указанием наименований, адресов, контактных телефонов, количества персонала, максимального количества посетителей).

3.1.5. Краткая оценка возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций, прогноз численности пострадавшего населения и ущерба экономике:

- при авариях на всех видах транспорта;

- при авариях на потенциально опасных объектах;

- при авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях);

- при пожарах;

- при взрывах;

- при катастрофических затоплениях;

- при радиационном и химическом загрязнении (заражении);

- при массовых инфекционных заболеваниях;

- при разрушении зданий и сооружений;

- при террористических акциях.

3.1.6. Построение соответствующего звена МГСЧС:

- задачи;

- состав (координационный орган, постоянно действующий орган управления, орган повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповещения и информационного обеспечения);

- система управления;

- порядок осуществления мониторинга возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.1.7. Организация эвакуации населения (персонала) из районов возможных чрезвычайных ситуаций:

- наличие транспортных средств для эвакуации;

- районы эвакуации, пункты временного размещения;

- порядок привлечения автотранспортных средств;

- расчеты на перевозку населения (персонала), подлежащего эвакуации в табличной форме (может быть вынесена в приложение), с указанием наименования автопредприятия, адреса и контактных телефонов, количества техники.

3.1.8. Проводимые и планируемые мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, по защите населения, территорий, материальных ценностей. Особенности территории, влияющие на выполнение этих мероприятий.

3.1.9. Общие выводы.

3.2. Раздел II.

Мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций:

3.2.1. Мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (режим повышенной готовности):

3.2.1.1. Порядок и сроки оповещения органов управления МГСЧС, населения (персонала) об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Информирование населения в районах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.2.1.2. Объем, сроки, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению негативного воздействия чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства:

- приведение в готовность сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений, заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений, укрытие в них населения;

- подготовка к выдаче и выдача населению (персоналу) средств индивидуальной защиты;

- уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) населения;

- приведение в готовность автотранспорта и пунктов временного размещения населения для эвакуации, отселения и приема населения;

- проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемической защите населения и противоэпизоотической защите животных;

- проведение профилактических противопожарных мероприятий;

- подготовка к безаварийной остановке производства.

3.2.2. Мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций (режим чрезвычайных ситуаций):

3.2.2.1. Порядок и сроки оповещения органов управления МГСЧС, населения (персонала) о возникновении чрезвычайной ситуации.

3.2.2.2. Порядок действий органов повседневного управления по вопросам сбора, обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, направления сил и средств для их ликвидации (с указанием сроков выполнения мероприятий).

3.2.2.3. Развертывание и приведение в готовность сил и средств, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ.

3.2.2.4. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):

- укрытие в защитных сооружениях;

- обеспечение средствами индивидуальной защиты;

- эвакуация (отселение) населения;

- противопожарные мероприятия;

- лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

3.2.2.5. Защита продукции животноводства и растениеводства, герметизация складских помещений, защита животных и другие мероприятия (их объем, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы и средства).

3.2.2.6. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.

3.2.3. Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

- разведка (общая, радиационная, химическая, инженерная, пожарная, медицинская, санитарно-эпидемиологическая);

- техническое обеспечение;

- инженерное обеспечение;

- материальное обеспечение;

- гидрометеорологическое обеспечение;

- медицинское обеспечение;

- противопожарное обеспечение;

- организация комендантской службы (охрана общественногопорядка).

3.2.4. Проведение АСДНР по устранению непосредственней опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства.

3.2.5. Организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.2.6. Организация управления при ликвидации чрезвычайной ситуации:

- порядок занятия комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (оперативными группами) пунктов управления;

- организация оповещения и информирования органов управления, сил и средств МГСЧС, рабочих, служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах чрезвычайных ситуаций;

- организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (организациями).

3.3. Приложения к плану действий:

3.3.1. Приложение 1. Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается на карте (плане), на которую наносятся:

- границы административно-территориального деления (границы объекта);

- органы управления (пункты управления);

- пункты постоянной дислокации пожарных частей (с границами районов выезда), поисково-спасательных формирований, ведомственных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных формирований, в том числе выделяемых по планам взаимодействия и привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- места расположения радиационно, химически, биологически, взрыво

- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения (загрязнения);

- места расположения объектов жизнеобеспечения;

- места расположения крупных объектов массового скопления населения;

- водоемы с обозначениями по видам (с организованными зонами отдыха (с купанием и без), декоративные и т.д.), с характеристиками;

- гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления;

- численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций (таблица);

- пункты размещения запасов материально-технических средств;

- пункты временного размещения;

- медицинские и ветеринарные учреждения.

Приложение 1 подписывается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧСиПБ) органа исполнительной власти города Москвы, объекта.

3.3.2. Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

В нем в начале отражаются общие мероприятия для всех видов чрезвычайных ситуаций как при угрозе, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам чрезвычайных ситуаций также по разделам.

Разрабатывается в табличном виде по форме:

- номер по порядку;

- наименование проводимых мероприятий;

- объем мероприятий;

- ответственные исполнители;

- сроки выполнения;

- начало и окончание проводимых мероприятий;

- отметка о выполнении.

3.3.3. Приложение 3. Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Разрабатывается на карте (плане), на которую наносятся:

- возможная пожарная, радиационная, химическая, биологическая (бактериологическая), паводковая обстановка;

- места размещения пунктов управления;

- места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и средств, необходимые данные о них;

- границы зон ответственности соответствующих формирований;

- замысел действий: районы (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; последовательность (этапы) и способы выполнения задачи; распределение сил и средств усиления; расположение формирований в группировке сил; количество эшелонов, смен в эшелоне, резерв; задачи силам, участки и разграничительные линии между ними; главные вопросы взаимодействия и обеспечения; основы организации управления;

- маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;

- маршруты эвакуации;

- сигналы управления и оповещения;

- другие необходимые данные.

Приложение 3 подписывается:

- к плану действий города Москвы - председателем Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также начальником Главного управления МЧС России по г.Москве;

- к плану действий функционального и отраслевого органа исполнительной власти города Москвы - председателем КЧСиПБ функционального и отраслевого органа исполнительной власти и руководителем структурного подразделения функционального и отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, специально уполномоченного решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- к плану действий территориального органа исполнительной власти:

а) на уровне административных округов города Москвы - председателем КЧСиПБ административного округа города Москвы и руководителем территориального подразделения по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве, осуществляющего свою деятельность на территории соответствующего административного округа города Москвы;

б) на уровне районов города Москвы - председателем КЧСиПБ района города Москвы и руководителем структурного подразделения управы района, специально уполномоченного решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- к плану действий объекта - председателем КЧСиПБ объекта и руководителем структурного подразделения или работником, специально уполномоченным решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Решение утверждается руководителем органа исполнительной власти города Москвы (организации).

3.3.4. Приложение 4. Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Приложение отрабатывается в табличной форме:

наименование формирования;

ведомственная принадлежность; срок готовности;

место дислокации, телефоны ДДС;

численность формирования (общая, дежурная смена);

оснащение основными видами техники, оборудования, инструмента и специального имущества (общее, в смене);

виды выполняемых работ.

3.3.5. Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Приложение отрабатывается в схематичной форме.

4. Структура инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций

4.1. Инструкция определяет порядок действий персонала объекта при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими на объекте.

Весь персонал объекта обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС и не допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала (переменного состава, посетителей и т.д.). Чрезвычайные ситуации могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Исходя из этого период угрозы возникновения ЧС должен быть в максимальной мере использован для предотвращения ЧС или уменьшения возможного ущерба.

С этой целью, исходя из режима функционирования территориального звена МГСЧС, объект также переводится в соответствующий режим функционирования. Инструкция хранится у руководителя объекта. Ее содержание доводится до всего персонала. Для ответственных лиц делаются выписки из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач в чрезвычайных ситуациях.

4.2. Инструкция состоит из текстуальной части и двух приложений:

4.2.1. Текстуальная часть:

4.2.1.1. Возможная обстановка на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.

4.2.1.2. Порядок действий персонала при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- порядок оповещения администрации и персонала об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- порядок проведения эвакуационных мероприятий;

- порядок организации защиты персонала и посетителей от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- порядок организации мероприятий по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.

4.2.2. Приложение 1. Календарный план действий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.

В нем в начале отражаются общие мероприятия для всех видов чрезвычайных ситуаций как при угрозе, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам чрезвычайных ситуаций также по разделам.

Разрабатывается в табличном виде по:

форме;

номер по порядку;

наименование проводимых мероприятий;

объем мероприятий; ответственные

исполнители;

сроки выполнения;

отметка о выполнении.

4.2.3. Приложение 2. Схема оповещения (сбора) сотрудников.

5. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана действий (инструкции)

5.1. Разработка плана действий (инструкции) осуществляется в три этапа:

- организационно-подготовительный;

- практическая разработка плана;

- согласование и утверждение.

5.2. Организационно-подготовительный этап включает:

5.2.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Изучение и анализ исполнителями соответствующих документов по планированию и разработке плана действий.

5.2.2. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:

- выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;

- проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуаций, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

- получение сведений о территории и численности населения, которые могут оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами).

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные.

5.2.3. Составление календарного плана по разработке документов плана действий.

В календарном плане по каждому этапу определяется:

наименование вида чрезвычайной ситуации,

наименование мероприятий,

объем выполняемых мероприятий,

ответственные исполнители,

сроки исполнения,

отметка о выполнении.

5.3. Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает:

- практическую разработку и оформление документов плана действий;

- проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с территориальными подразделениями Главного управления МЧС России по г.Москве, органами исполнительной власти города Москвы, организациями.

Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций во всех случаях необходимо установить (определить):

- возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;

- численность населения, организаций, которые могут оказаться в зоне бедствия;

- возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб);

- предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;

- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

5.4. План действий города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывается в одном экземпляре и хранится в Главном управлении МЧС России по г.Москве.

Планы действий административных округов города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в двух экземплярах:

- экземпляр N 1 - хранится в территориальном подразделении по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве;

- экземпляр N 2 - хранится в Главном управлении МЧС России по г.Москве.

Планы действий районов города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в двух экземплярах:

- экземпляр N 1 - хранится в соответствующих управах районов города Москвы;

- экземпляр N 2 - хранится в соответствующем территориальном подразделении по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве.

Планы действий отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в одном экземпляре и хранятся в данных органах исполнительной власти.

Планы действий (инструкции) объектов, расположенных на территории города Москвы, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в одном экземпляре и хранятся на данных объектах.

5.5. Согласование и утверждение документов плана действий осуществляется на завершающей стадии их разработки. План действий утверждается руководителем органа исполнительной власти города Москвы, объекта.

План действий подписывается:

- план действий города Москвы - председателем Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, начальником Главного управления МЧС России по г.Москве;

- план действий функционального и отраслевого органа исполнительной власти города Москвы - председателем КЧСиПБ функционального и отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, а также руководителем структурного подразделения функционального и отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, специально уполномоченного решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- план действий территориального органа исполнительной власти:

а) на уровне административных округов города Москвы - председателем КЧСиПБ административного округа города Москвы и руководителем территориального подразделения по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве;

б) на уровне районов города Москвы - председателем КЧСиПБ управы района города Москвы и руководителем структурного подразделения управы района, специально уполномоченным решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- план действий объекта - председателем КЧСиПБ объекта и руководителем структурного подразделения или работником, специально уполномоченным решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

5.6. План действий согласовывается:

- план действий функционального и отраслевого органа исполнительной власти города Москвы - с Главным управлением МЧС России по г.Москве;

- план действий территориального органа исполнительной власти:

а) административного округа города Москвы - с Главным управлением МЧС России по г.Москве;

б) района города Москвы - с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве;

- план действий объекта:

а) опасного производственного объекта; организации, обособленные подразделения которой расположены в двух или более административных округах города Москвы, - с Главным управлением МЧС России по г.Москве;

б) объекта, арендующего помещения, производственные площади,- с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве и арендодателем или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом;

в) иных объектов - с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве.

5.7. Инструкция разрабатывается в единственном экземпляре, хранится на объекте. Инструкция утверждается руководителем объекта или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом. Инструкция подписывается работником, специально уполномоченным решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Инструкция согласовывается:

- объекта - с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве;

- организации, арендующей помещения, производственные площади,

- с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г.Москве и арендодателем или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.

5.8. Корректировка плана действий (инструкции) осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раз в год (до 1 февраля) по состоянию на 1 января. При этом производится запись в листе корректировки о дате и должностном лице, проводившем корректировку. Корректировка плана действий может проводиться также по результатам учений, тренировок.

5.9. Переработка плана действий (инструкции) осуществляется 1 раз в 5 лет.

5.10. Планы действий уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.